Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Новое

Выставка Национальный Художественный Музей Киев
выставка национальный художественный музей киев

Национальный художественный музей Украины

email: info@namu.kiev.ua

Национальный художественный музей – один из крупнейших и старейших музеев в Украине, в котором за 100 лет существования собрана уникальная коллекция произведений украинской живописи, скульптуры и графики от XII ст. до наших дней. Музей стал одним из центральных учреждений по сохранению, изучению и популяризации отечественного изобразительного искусства, источником духовной культуры.

Историческое здание музея, являющееся архитектурным памятником неоклассицизма, было построено в 1899 г. архитектором Владиславом Городецким специально для первого в Киеве Городского музея. С тех пор благодаря подвижникам и патриотам Украины – Б. и В. Ханенко, Терещенко, В. Хвойке, М. Биляшивскому, Д. Щербакивскому Ф. Эрнсту и другим – началось становление по-настоящему национального музея. Его официальное открытие и освящение состоялось 23 декабря 1904 г. тогда музей получил название Киевский художественно-промышленный и научный музей императора Николая Александровича . В 1934 г. на базе его исторической и археологической коллекций был создан Государственный исторический музей (ныне – Национальный музей истории Украины), в 1954 г. отделилось в самостоятельный музей собрание народного декоративного искусства.

Коллекция Национального художественного музея Украины на сегодня насчитывает около 40 000 экспонатов, среди которых – шедевры украинской и зарубежной живописи, скульптуры и графики со времен Киевской Руси до современности. В музее представлено одно из лучших в Украине собрание иконописи, древняя полихромная скульптура, казацкий портрет XVIII в. народная картина Казак Мамай , классические произведения живописи XIX в. украинский авангард и искусство тоталитарной эпохи, новейшие течения живописи рубежа XX–XXI вв. собрание графики от старопечатных книг до наших дней.

В музее представлены древнейшие произведения сакрального искусства из различных регионов Украины. Шедевры иконописи – Святой Георгий в житии XII в. Волынская богородица XIV в. галичские иконы XVI в. Распятие XVII в. и Деисус XVIII в. Стараниями основателей музея, его первого директора академика М. Биляшивского, было положено начало живописной коллекции: казацкий портрет, народная картинка, картины художников XIX – начала XX в. которая со временем стала самой крупной в музее. Гордость музея – первоклассные произведения выдающихся украинских художников С. Васильковского, М. Пимоненко, С. Свитославского, О. Мурашко, Ф. Кричевского, А. Малевича, А. Петрицкого, Н. Бойчука, О. Экстер, Д. Бурлюка и других.

В экспозиции музея в хронологической последовательности, начиная от Средневековья, представлены все периоды развития украинской живописи. На лучших образцах, через разнообразие жанров, течений и стилей живописи, в частности реализма, модерна, авангарда, школы Бойчука, современного модернизма, прослеживается все богатство и своеобразие отечественного искусства.

На базе собственной коллекции музей организовывает тематические и персональные выставки, устраивает выставки современных художников и экспозиции в рамках совместных проектов с Гете-институтом (Германия) и Альянс-Франсез (Франция).

По материалам, подготовленным Л. Амелиной и Н. Скирдой в рамках участия в Программе поддержки музейных работников 2005–2006 гг. Международного фонда Украина 3000 .

Музей работает:

с 10.00 до 18.00,

в пятницу с 12.00 до 20.00,

Анна Толстова о выставке «Спецфонд» в Национальном художественном музее Украины

В Национальном художественном музее Украины идет сенсационная по количеству и качеству модернистской живописи выставка «Спецфонд, 1937-1939». В трех залах музея выставлено чуть менее сотни картин украинских художников, авангардистов первого, дореволюционного, и второго, советского, романтико-производственного призывов: в конце 1930-х работы, переставшие вписываться в канон сталинского соцреализма, национального по форме и социалистического по содержанию, собрали в тайный фонд, предназначавшийся для уничтожения. Вместе с ними выставлены рассекреченные документы из архива Службы безопасности Украины, многое объясняющие если не в сталинском каноне, то в судьбах художников

Считается, что на долю историка искусства выпадают самые приятные для чтения письменные исторические источники: переписка художников, воспоминания современников. Метрические книги, контракты, купчие, долговые расписки — к художникам они тоже, естественно, имеют отношение, но это будто бы из области скучной фактографии, тогда как дух эпохи якобы лучше всего проявляет себя в эпистолярном и мемуарном жанрах. Однако со времен Веронезе, допрошенного инквизиторским трибуналом по поводу вольностей в его Тайной вечере , дух эпохи замечательно приспособился проявлять себя в протоколах инквизиции и типологически близких документах — это справедливо и сегодня, взять хотя бы недавние дела об оскорблении чувств верующих посредством искусства. Богатейший, живейший и разнообразнейший материал по истории советского искусства в этом классе источников дают архивы НКВД СССР. Вернее, не дают, поскольку архивы закрыты и фонды засекречены. Впрочем, не на всей территории бывшего СССР: архив Службы безопасности Украины открыт для исследователей, грифы секретности в отношении много чего сняты. Куратор выставки Спецфонд, 1937-1939 Юлия Литвинец, главный хранитель Национального художественного музея Украины, много работала в этом архиве, отыскивая информацию о художниках в уголовных делах, протоколах арестов и допросов и справках о приведенных в исполнение приговорах.

Семен Йоффе. В тире , 1932 год

Фото: Из фондов Национального художественного музея Украины

Спецфонд в Национальном художественном музее Украины образовался в 1937-1939 годах: вещи — живопись, графику, скульптуру, прикладное искусство, иконы, фотографии, документы — свозили из других музеев Киева, Харькова, Одессы, Полтавы и из фондов Украинской художественной выставки, координировавшей выставочную деятельность на республиканском уровне. Аналогичные собрания создавались тогда по всему СССР — инициатива шла из центра. Часть киевского спецфонда составляло церковное искусство, часть — работы формалистов , буржуазных националистов , контрреволюционных традиционалистов , врагов народа , вредителей и прочих чуждых элементов . Все это предназначалось к уничтожению, но для незамедлительного аутодафе не нашлось технических возможностей, да и какая-то часть сотрудников музея, по всей видимости, саботировала распоряжения руководства, потом началась война, эвакуация, оккупация, в годы которой что-то вывозили в Германию, а после возвращали обратно и по дороге растаскивали,— в результате множества счастливых совпадений руки у Москвы не дошли до полной физической ликвидации идейно вредных произведений искусства. Ближайший родственник советских спецфондов — нацистские собрания дегенеративного искусства , с той только разницей, что дегенеративное вначале предъявляли публике, чтобы она как следует ужаснулась, а антисоветское прятали сразу. В этом проявлялась глубокая мудрость советского руководства по сравнению с нацистским: немецкие историки, ссылаясь на данные статистики, пишут, что, когда в 1937-м в Мюнхене устроили две параллельные выставки, дегенератов и истинных арийцев , публика валом валила на дегенеративное , а не на германски правильное , что, в общем, понятно — публика, имеющая привычку ходить на художественные выставки, как-никак, что-то смыслит в искусстве.

Киевский спецфонд рассекретили только в годы перестройки, гораздо позднее, чем в музеях Москвы и Ленинграда — сказались особенности советской национально-культурной политики в отношении Киева. Начиная с 1987-го сделали две серьезные временные выставки о тайном хранении, важную роль здесь сыграл известный украинский искусствовед и тогдашний хранитель музея Дмитрий Горбачев. В 2000-е многие спецфондовские вещи вошли в постоянную экспозицию. В плане реабилитации и восстановления прав в истории искусства больше всего повезло тем, кто и до рассекречивания спецфонда был так или иначе известен. Авангарду первой волны, Александре Экстер, Давиду Бурлюку, Александру Богомазову, Виктору Пальмову,— всем, кого Россия теперь ожесточенно делит с Украиной, доказывая их принадлежность к русской школе по месту рождения, жизни, смерти, учебы, работы или по более абстрактным и спекулятивным материям вроде духа и характера . Бойчукистам, сразу после революции взявшимся изобретать монументальное искусство украинского большого стиля,— если бы их не уничтожили в 1937-м, они встали бы во всеобщей истории рядом и вровень с мексиканскими муралистами. Хотя в случае школы Михайло Бойчука язык не поворачивается говорить о везении: лучших, самого Бойчука, его жену Софью Налепинскую-Бойчук, самых преданных учеников, Васыля Седляра, Ивана Падалку, Ивана Липковского, уничтожили физически, остальных — морально, их наследие большей частью погибло. Зал расстрелянного Возрождения теперь — один из самых сильных в постоянной экспозиции Национального художественного музея.

По счастью, белое пятно киевского спецфонда не стало черной дырой — и запретное украинское искусство двух первых десятилетий советской власти возвращается из небытия

Однако нынешняя выставка репрессированного украинского искусства говорит не столько об уже известном, сколько об открытом заново — атрибутированном по архивным документам и по мере возможностей отреставрированном. В инвентарной книге спецфонда 1747 единиц хранения, примерно 600 из них относятся к живописи, сейчас в дополнение к постоянной экспозиции музея, где много спецфондовских работ (они теперь отмечены особым знаком), выставили 93 картины — некоторые впервые с 1930-х вышли на свет божий, в каталог обещают включить около трехсот работ. Национальному художественному музею Украины сейчас важна как раз фактография — установить авторство безымянных полотен, найти, что осталось от художника, кроме фамилии на обороте холста. Фактография порой отвратительна: художник Кодьев, член комиссии, изымавший антисоветское искусство в спецфонд, сам угодил туда же музейный работник Онищук, участвовавший в фабрикации дела бойчукистов, сам был расстрелян как лишний свидетель — вместе со своим энкавэдэшным куратором. Но вопрос, кто конкретно виноват, сегодня уже не так интересен: зрителя скорее мучает вопрос — за что? За что оказались репрессированными все эти полные революционного романтизма матросы и красноармейцы, ветераны и партизаны, повстанцы в горах и защитники Луганска (речь о Гражданской войне), кузнецы и трактористы, жнецы и косари, сталевары и текстильщицы? На всю эту армию не напасешься одного бессмысленного объяснения за формализм .

Вроде бы понятно, что дама в зеленом платье на табуретке неизвестного живописца чужда нам стилистически ( новая вещественность ), классово (какая-то нэпманская мода) и морально (ишь, бесстыжая, оголила плечо). Вроде бы понятно, что польский шпион Абрам Черкасский, вначале отсидевший, а потом отсидевшийся в Казахстане, выдал троцкистскую — во славу перманентной революции — картину Приезд иностранных рабочих со сценой братания белых украинцев и черных американцев в год, когда Троцкого лишили советского гражданства. Вроде бы понятно, что Погром (Манифестация) Василия Сильвестрова, расстрелянного годом позже, чем бойчукисты, совершенно не вовремя — в 1934-м — поднимает еврейский вопрос, напрашиваясь на параллели между Германией и Россией, да еще и изображает погромщиков как колонну демонстрантов — только с иконой вместо лозунга Мир хижинам — война дворцам . Вроде бы понятно, за что попал в спецфонд Сбор помидоров Ивана Падалки. За апелляции к допетровской церковной живописи, чем, правда, занимались многие изобретатели советского монументального стиля, но если ленинградский Круг художников в лице Вячеслава Пакулина или Александра Самохвалова обращался к бледным дионисиевским фрескам Северной Фиваиды, то бойчукист Падалка искал поддержки в западнической украинской иконописи, знойным колоритом уводящей в чужие полуденные края венецианской террафермы, где творило плодовитое семейство Бассано. Драгоценная изумрудная зелень, дивное венецианское, а не радянсько-советское алое, ювелирные фактуры — буржуазный национализм как он есть. Хотя, может быть, в этом гимне плодородию украинской земли, написанном в 1932-м, в самый голодомор, расслышали какой-то намек, издевку, иронию. Кто знает. Но все эти вроде бы мало что объясняют. Очевидно, украинским искусствоведам предстоит большая работа по переписыванию истории своего искусства в советский период — со всеми его региональными, полтавскими, одесскими, львовскими, харьковскими и киевскими особенностями.

Евгений Горбач. На стеклозаводе

Фото: Из фондов Национального художественного музея Украины

Музеи Киева Национальный художественный музей Украины

Мама идет,

И. Ижакевич, 1898 г.

Адрес: г. Киев, ул. Грушевского, 6.

Телефон: +38 (044) 228-64-29.

Время работы: ежедневно, но с разным временем работы: среда, четверг, воскресенье - 11:00-17:00 пятница - 12:00-19:00 суббота - 11:00-18:00

Национальный художественный музей Украины начал свою историю в 1899 году (тогда он имел название Киевский художественно-промышленный и научный музей императора Николая Александровича .

Коллекция Национального художественного музея Украины - наиболее широкое и полное собрание отечественного изобразительного искусства в мире. В экспозиции музея представлены шедевры украинской живописи, скульптуры и графики полутора тысяч лет – начиная от времен Киевской Руси и до современности. В нем представлены работы всех мастеров, которые имели отношение к Украине. Здесь имеются образцы декоративно-живописного искусства, иконы и старинные парсуны -портреты, произведения Т.Шевченко, Н.Пимоненко, Г.Нарбута, А.Мурашко, В.Кричевского.

В музее хранится одна из лучших в Украине коллекция иконописи, которая открывается раритетом ХІІ в. - полихромным деревянным рельефом Святой Георгий с житием , сочетающим византийские и романские мотивы. Средневековье в экспозиции представлено классическими образцами иконописи ХІV-ХVІ столетия из Западной Украины.

Чрезвычайно ценной также является коллекция украинского искусства эпохи барокко – картины, иконы, коллекция полихромной скульптуры, старопечатных книг.

Особым собранием является коллекция украинского авангарда ХХ века – произведения знаменитого сценографа А. Петрицкого, конструктивиста В. Ермилова, футуриста О. Богомазова. Экспозиция представляет украинское направление в творчестве таких признанных мастеров авангарда, как А.Экстер, А.Архипенко, Д.Бурлюк.

Музейная коллекция более поздних десятилетий, до 1990-х годов включительно, отображает разнообразие направлений и течений: от соцреализма до постмодернизма. В числе представленых здесь мастеров - О.Шовкуненко, М.Глущенко, С.Шишко, Т.Яблонская и многие другие.

Источники: http://www.uniart.com.ua/artgallery/7/, http://www.kommersant.ru/doc/2689155, http://primetour.ua/ru/excursions/museum/Natsionalnyiy-hudozhesvennyiy-muzey-Ukrainyi.html

Категория: Новое | Добавил: kiev-44 (17.09.2015)
Просмотров: 555 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar