Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Справочник

Выставки В Русском Музее Киев
выставки в русском музее киев

Русский музей показывает неизвестные пейзажи Валентина Серова

В Корпусе Бенуа Русского музея открылась выставка Серов не портретист . Экспозицию посвятили 150-летию со дня рождения художника. 1094

Прямая ссылка:

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Для большинства это вернисаж может стать настоящим откровением. Валентин Серов, известный как успешный и высокооплачиваемый портретист, оказывается писал, великолепные пейзажи и любил исторический жанр. У него есть даже иллюстрации к басням.

Как любимый ученик Репина спорил в искусстве со своим учителем, расскажет корреспондент НТВ Павел Рыжков .

Название выставки Валентин Серов не портретист оказалось настолько интригующим, что Корпус Бенуа пережил небывалый наплыв посетителей. 200 работ, собранные воедино, должны были доказать то, чего добивался всю жизнь живописец #151 быть оцененным и в других жанрах.

На экспозицию привезли немало графики из Третьяковки. Эти работы говорят о даре великолепного рисовальщика. Для раннего Серова мазок и фактура порой важнее содержания.

Репину явно были не по душе не только финская деревня с котом норвежской породы, но и первые попытки приемов импрессионизма в русском искусстве.

Валерий Лукка. художник: Здесь есть классические работы, мимо которых мы прошли. И есть раскрепощенный мазок, что категорически не нравилось Илье Ефимовичу Репину в эти годы .

Тот же Репин точно так же раскрепостит свою руку. И его этюды к Государственному совету показывают, что он пришел к тому же, к чему его ученик, но десятью годами позже.

Красивый античный сюжет Похищение Европы не обошел своим вниманием и Валентин Серов. Над темой художник работает во время путешествия по Греции. На выставке представлены эти эскизы. Любопытно, что о любви Зевса к Европе живописец рассказывает в шести вариантах. Четыре из них представлены на выставке.

Разные Похищения Европы не даром внимательно рассматривают и посетители, и специалисты музея.

Владимир Круглов. куратор выставки Серов не портретист : Раз это монументальное произведение, оно должно восприниматься издалека. Море колышется тяжело, валы воды перекатываются. И очертания быка и девушки, а также дельфина он делает лаконичными и выразительными .

Русский музей представил изображение и знаменитой, но неизвестной широкой публике совместной картины Серова с Коровиным Хождение Христа по водам . К сожалению, состояние холста не позволяет вывозить его из хранилища.

Это полотно и многочисленные пейзажи, с неожиданными для Серова сюжетами напоминают изречение мастера: Я не портретист. Я просто художник . Правда, так случалось, что за портреты мастера хорошо платили, а все остальное живописец создавал только для души.

Выставка Александра Богомазова

в Строгановском дворце (Русский музей)

22 мая - 22 июля 2008

Выставка Александра Богомазова впервые представляет его творчество российскому зрителю. Несмотря на то, что с 1980-х годов картины художника экспонировались на многочисленных выставках, посвященных русскому искусству 1910-х-1920-х годов, его имя долее других оставалось в тени первых фигур русского авангарда.

Подобно многим выдающимся современникам по авангардному искусству Александр Богомазов обладал разными талантами, его натура стремилась охватить все сферы творчества, а дарование помогло достичь значительных результатов. Экспериментатор в живописи, блестящий педагог, серьезный теоретик, размышлявший о сути живописи и ее воздействии на зрителя, любитель музыки, прекрасно разбиравшийся в ней, поэт…

Художник прошел через все типичные для своего времени течения: реализм, импрессионизм, немного долее задержался на символизме. В этот период Богомазов писал голубовато-призрачные акварели, а также стихи о грезах, туманной осени, смерти. В то же время, акварели и особенно рисунки тушью, демонстрируют не только безусловный интерес к стилю модерн, но и прекрасное владение арсеналом его художественных средств.

В 1913-1914 годах мировосприятие художника изменилось, резко взорвав стилистику его произведений. Проснувшаяся вдруг творческая энергия, проявившаяся обостренная восприимчивость заставили увидеть подвижность форм даже в статичных предметах. Главный вывод художника: мир изменчив и непредсказуем и постоянно находится в непрерывном движении. Теперь задачу Художника Богомазов видит в адекватном воспроизведении впечатлений от бурной жизни, в фиксации борьбы и напряжения, в передаче ритма, темпа, динамики. Мир возросших скоростей, стремительной урбанизации жизненного уклада, технические новшества, говоря словами Богомазова, заострили нашу нервную восприимчивость . Возможно, потому в работах 1914-1916 годов выражение экспрессии так обостренно проявилось и в почти кинематографической композиции, и в пронзительно звучащем цвете.

После революции Богомазов активно занимался агитационно-массовым искусством, общественной деятельностью и преподаванием. Станковая живопись отошла на второй план. А, когда в конце 1920-х годов появились новые замечательные картины, пластический язык художника существенно изменился. Теоретические исследования цвета художника привели к воплощению, так называемого метода растяжки цвета , полихромности и условности цветовых отношений.

Александр Богомазов прожил не долгую жизнь, но успел многое сделать. Он был незаурядной и самобытной личностью, глубоко и серьезно относившейся к своему предназначению, пытавшейся докопаться до самых глубин познания жизни и искусства. Хочется верить, что художественное наследие Богомазова через столько лет получившее, наконец, признание и зрителей, и коллекционеров, уже никогда не исчезнет из истории искусства ХХ века.

На выставке представлены работы из Русского музея и частных собраний Москвы, Киева, Лондона.

Александр Константинович Богомазов

(1880 - 1930)

Живописец, график книжный иллюстратор педагог автор трудов по теории живописи

и цветоведению.

1880 - родился 14 марта в селе Ямполь Харьковской губернии.

1896-1902 - учился в сельскохозяйственной школе в Херсоне.

1902-1905 1907-1911 - учился в Киевском художественном училище у Н.Пимоненко, А. Мурашко, И.Селезнева.

1905 - исключен из училища за участие в студенческой забастовке.

1905-1906 - посещал мастерскую С.Светославского в Киеве.

1906 - совершил путешествие в Крым вместе с художниками В.Денисовым и А.Грищенко.

В этом же году впервые участвовал в выставке (Выставка живописи, Киев, залы Троицкого народного дома ).

1907 - занимался в училище Ф.Рерберга в Москве.

1908 - участвовал в выставке Звено (Киев).

С 1908 параллельно с учебой работал художником в газетах Киевская искра и Киевская мысль .

1911 - ездил в Финляндию по направлению газеты Киевская мысль .

1912-1915 - преподавал в Киевской школе для глухонемых.

1913 - женился на Ванде Витольдовне Монастырской.

1914 - был одним из организаторов и экспонентом выставки Кольцо (Киев). Выставил 88 произведений живописи и графики.

Закончил работу над теоретическим трудом Живопись и Элементы .

1915-1917 - преподавал рисунок в Высшем Начальном училище в селении Герюсы (Нагорный Карабах).

1917 - родилась дочь Ярослава.

1917-1918 - преподавал в коммерческом училище в Золотоноше.

1918-1919 - преподавал в художественно-ремесленной школе-мастерской печатного дела в Киеве.

1918-1922 - преподавал в железнодорожной трудовой школе Будаевка при станции Боярка.

1919 - занимался агитационно-массовым искусством: принимал участие в оформлении города к революционным праздникам, таким как День Красной Армии , 1-е мая , День ребенка , был старшим мастером 1-й Государственной живописно-декоративной мастерской.

На съезде художников-педагогов был избран заведующим отделом художественного просвещения во Всеукраинском комитете ИЗО.

Принимал участие в организации профсоюза художников Киева, стал его секретарем.

1920 - назначен художником 12-й армии по оформлению агитпоезда № 1 и агитпарохода Пушкин (вместе с А.Экстер, В.Меллером, И.Рабиновичем, А.Тышлером и др.). В этот период заболел туберкулезом.

Разработал учебную программу по живописи и фортеху (формально-техническим дисциплинам).

1922 - избран профессором станковой живописи Института пластических искусств (с 1924 - Киевский государственный художественный институт). Преподавал до 1930. В этот период здесь также работали В.Пальмов, К.Малевич, В.Татлин, В.Голубятников, Л.Крамаренко и др.

1923-1924 - лечился от туберкулеза в Ялте. В это время работал над плакатом Туберкулез излечим .

1926 - с момента основания стал членом АРХУ (Ассоциации революционных художников Украины).

1930 - умер 3 июня в Киеве.

Статьи и публикации

Чуткий резонатор

Алиса Любимова, Александр Богомазов/ Альманах , СПб: Palace Editions, 2008

Так случилось, что имя Александра Богомазова долее других оставалось в тени первых фигур российского авангарда. Несмотря на то что с 1980-х годов картины художника экспонировались на многочисленных выставках, периодически публиковались отрывки из его теоретических трудов, его наследие для русскоязычной публики до сих пор практически неизвестно.

После длительного забвения первая выставка Богомазова состоялась в 1966 году в Киеве в Республиканском Доме литераторов. Затем снова - молчание на долгие годы. Последние десятилетия о творчестве Богомазова писали украинские исследователи - Эдуард Дымшиц, Дмитрий Горбачев, Елена Кошуба. Дочь художника написала воспоминания об отце. В 1991 году в Тулузе состоялась персональная выставка с каталогом на французском языке. Основной теоретический труд Богомазова Живопись и элементы (1914) фрагментарно опубликован на русском языке и прокомментирован Д. Горбачевым только в 2003 году.

Подобно многим современникам по авангардному искусству Александр Богомазов обладал многими талантами, а дарование помогло достичь значительных результатов. Экспериментатор в живописи, блестящий педагог, серьезный теоретик, размышлявший о сути живописи и ее воздействии на зрителя, любитель музыки, прекрасно разбиравшийся в ней, поэт.

Однако путь художника не был прямым и стремительным. Выполняя волю отца, который работал бухгалтером и не считал искусство достойным занятием, Богомазов сначала окончил земское сельскохозяйственное училище в Херсоне. Но в тот же год стал учеником Киевского художественного училища и уже до конца жизни не изменял любимому делу.

Под частное слово

Александр Богомазов в Русском музее

Фаина Балаховская, Коммерсантъ , 19.07.08

В Русском музее проходит первая в России персональная выставка одного из самых ярких отечественных футуристов. Около 80 работ Александра Богомазова (1880-1930) показано в залах Строгановского дворца.

В начале прошлого века звезды зажигались и гасли слишком быстро — их следы непросто отследить до сих пор. Получается только в тех случаях, когда это действительно кому-нибудь нужно. Александр Богомазов официально известен одной замечательной картиной. По иронии судьбы именно ее в Строгановском дворце нет. Трамвай 1914 года сейчас убедительно отвечает за русский футуризм в соревновании с основоположниками стиля, итальянцами, на выставке, проходящей в ГМИИ имени Пушкина. Тем не менее художник впервые представлен российской публике во всей возможной полноте — это почти четыре десятка живописных и примерно столько же графических работ.

Статья о художнике в каталоге названа Чуткий резонатор , на Украине его числят звездой украинского авангарда, в России знают мало. Александр Богомазов прожил большую часть жизни на Украине, в Москве, в училище Рерберга, учился недолго, зато одновременно с отцом супрематизма Казимиром Малевичем, но были ли они знакомы — неизвестно. В правильную компанию Богомазов попал в Киеве, когда, вопреки воле практичного отца, сразу же после завершения учебы в сельскохозяйственном училище поступил в художественное. Там он и познакомился с Аристархом Лентуловым, Александром Архипенко и с постоянно разъезжавшей по заграницам, доставлявшей самые последние художественные новинки из Франции и Италии Александрой Экстер.

Не обычный смертный

Первая в России выставка Александра Богомазова

Александр Панов, газета Культура , 17.07.08

Выставка Александра Константиновича Богомазова (1880 - 1930) в Русском музее, в залах Строгановского дворца, открылась почти два месяца назад, однако до сих пор отчего-то осталась практически незамеченной ни публикой, ни журналистами. Так что ее устроителям пришлось организовать специальный пресс-тур для столичных арт-критиков, в котором бонусом (приятным, но в принципе необязательным) к посещению экспозиции даже стала ночная прогулка на кораблике по Неве и каналам. И в самом деле, когда арт-критики дружной заспанной толпой утром пришли в Строгановский дворец, то обнаружили там лишь дремавшую смотрительницу, пожилую семейную пару иностранцев, которые явно посещают с западной методичностью все музеи города, сверяясь с путеводителем, да молодого человека, профессиональная вдумчивость которого при разглядывании работ выдавала в нем будущего искусствоведа. Что очень странно, поскольку выставка просто сенсационная во многих отношениях.

Во-первых, это первая - и не исключено, что последняя, о чем ниже, - в России персональная выставка художника. (Прежние проходили в Сан-Франциско, Тулузе и Киеве.) А его правомочно причисляют к лучшим представителям футуризма в русской живописи, хоть Богомазов и считается главным украинским авангардистом. Так, крупнейший специалист по футуризму Екатерина Бобринская в своей одноименной книге, оговорившись, что в русской живописи футуризм не оформился в единое направление , перечисляет с десяток хрестоматийных авторов, творчество которых более-менее подпадает под классическое определение. Среди них имя Богомазова рядом с именами Гончаровой, Ларионова, Поповой и другими.

Сообщительный художник

Выставка Александра Богомазова в Русском музее

Сергей Хачатуров, Время новостей , 15.07.08

Когда-то один остроумец точно определил суть различия творческого стиля двух великих пианистов: Гульда и Рихтера. Гленн Гульд -- гениальный интерпретатор, смело предъявляющий свое авторское, подчас волюнтаристское, полемизирующее с традицией прочтение музыкального текста. Святослав Рихтер -- великий коммуникатор, верный традиции, которая в его прочтении становится не отжившей архаикой, а животворным источником новых смыслов и идей. Условное, конечно, деление можно применить и к сфере художественной жизни нового времени. Первый тип, генератора нового языка, открывателя новых систем, радикально разрывающего путы канона, воплощает собой в XX веке Казимир Малевич. Второй тип, великого коммуникатора, потрясающе талантливо усвоившего законы различных систем и предъявляющего в своем творчестве ценность каждой, ассоциируется для меня с творчеством Александра Богомазова, чья персональная выставка проходит сейчас в Строгановском дворце Русского музея.

Главная проблема для исследователей творчества художника, представителя потрясающе интересного украинского авангарда, заключается в распыленности наследия. Большинство работ осело в частных собраниях Киева, Москвы, Санкт-Петербурга. В музеях искусство Богомазова представлено очень фрагментарно. Так что выставку приходилось собирать буквально по крупицам. И в том, что полноценная экспозиция Богомазова в ГРМ собрана, главная заслуга коллекционера К.И. Григоришина, владеющего немалой частью живописного и графического наследия мастера.

Самостийный футурист

В Петербурге проходит выставка художника Александра Богомазова

Михаил Боде, Газета , 06.06.08

Первая в России ретроспектива украинского футуриста Александра Богомазова (1880-1930) сейчас проходит в Строгановском дворце, филиале Государственного Русского музея. Кураторам удалось собрать около 70 произведений живописи и графики из музеев и частных коллекций Москвы, Киева, Петербурга, Нью-Йорка и Лондона.

Александр Богомазов - художник для своих, то есть для искусствоведов и коллекционеров. Широкая публика о нем мало что знает. Но наверняка все помнят его картину «Трамвай» (1914), которую московский коллекционер Валерий Дудаков предоставляет почти для каждой крупной выставки искусства авангарда.

При жизни у Богомазова персональных экспозиций не было. Да и после смерти его работы показывались всего раза два на полузакрытых просмотрах. Фактически этого мастера авангарда открыли за границей: в 1991 году в Музее современного искусства в Тулузе прошла первая ретроспектива Богомазова, на которую собрали все, что было возможно на то время, из его наследия. Кроме того, издали объемный каталог-резоне с обстоятельными статьями французского исследователя Андрея Накова и с теоретическим трудом художника «Живопись и элементы».

Не заслуживший забвения

Наталья Соколова, Профиль , 26.05.08

Выставка работ украинского художника и теоретика кубофутуризма Александра Богомазова, которого называли «украинским Пикассо», открылась в Строгановском дворце Русского музея.

Богомазов сначала не планировал связывать свою жизнь с искусством, и по желанию отца он поступает в 1896 году в Херсонское земское сельскохозяйственное училище. Тем не менее в 1902 году он поступает в Киевское художественное училище, где знакомится с художниками-авангардистами Александрой Экстер, Александром Архипенко и Аристархом Лентуловым, занятыми в то время живописными экспериментами и переосмыслением кубизма.

В 1905 году за участие в революционных демонстрациях и забастовках его исключают из училища. В том же году он переезжает в Москву, где занимается в частных студиях Федора Рерберга и Константина Юона.

В 1907-м Богомазов возвращается в Киевское художественное училище. Уже в 1908 году он вместе с Давидом Бурлюком, Натальей Гончаровой и Владимиром Барановым-Россине участвует в выставке «Звено», прошедшей в Киеве. Выставка оказалась знаменательной: поиски и новые веяния, полностью захватившие Петербург и Москву, добрались и до украинской столицы.

Александр Богомазов

Константин Агунович, Афиша , 10.06.08

Ларионов эдак после футуризма, но еще не лучизм Шевченко минус Дерен нет, Машков плюс Гоген Фальк с разбитыми очками Розанова в штанах, — впечатления от Богомазова дробятся, сводясь к известным величинам, а вот что такое Александр Богомазов сам по себе? Был увлекающийся, по всему видно, человек но за что Богомазов сейчас чуть ли не главный украинский авангардист?

В первый раз его представляют в России, и для хорошего знакомства Богомазова явно мало — хотя если собрать его вообще всего, все равно бы не хватило. Мало успел. Рано умер, только исполнилось пятьдесят, а в последние годы еще и болел. Заработал туберкулез в Гражданскую, да и время было такое, что приходилось слишком часто отвлекаться на прокорм семьи — так и вышло, что золотые дни Богомазов промотал по каким-то провинциальным школам, до Парижа не доехал, выбираясь разве что в Киев, получая представления о новейшем французском искусстве из третьих, максимум вторых рук, через Экстер или Бурлюка в лучшем случае — благодаря «Салону Издебского», громким гастролям наимоднейших французов, возимых Издебским из Одессы в Киев под улюлюканье публики и прессы. Типичная история русского кубофутуриста, откуда-то из Боярки или Золотоноши наблюдающего за европейскими делами. Он даже трактаты по теории писал, для русского кубофутуриста прямо образец поведения: например, «Живопись и элементы» — чувствуется замах?

Источники: http://www.ntv.ru/novosti/1354296/, http://www.abogomazov.ru/

Категория: Справочник | Добавил: kiev-44 (10.09.2015)
Просмотров: 444 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar